новости

Дагестанскому институту развития образования — 90 лет

Достояние республики

 Дагестанскому институту развития образования — 90 лет

 ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования» является крупнейшим в Северо-Кавказском федеральном округе государственным учреждением дополнительного профессионального образования. Ежегодно здесь повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку более 10 тысяч педагогов республики.

Современная материально-техническая база и интеллектуальный потенциал педагогических кадров института позволяют выполнять различные образовательные задачи: организовывать повышение квалификации и переподготовку педагогов, работников образовательных организаций, проводить мероприятия, связанные с организационно-технологическим и информационным сопровождением ГИА по Республике Дагестан, осуществлять мониторинг качества образования, проводить соответствующие социологические исследования, организовывать семинары, конференции по проблемам дополнительного профессионального образования, региональные профессиональные конкурсы. Дагестанский институт развития образования является базой для проведения региональных этапов всероссийских конкурсов, образовательных акций, таких как «Учитель года», Этнографический диктант, «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений и т.д.

В 2018 году институт отметит 90-летний юбилей.

31 мая 1928 года в Постановлении СНК ДАССР «О повышении квалификации учительства» было принято решение об организации Центрального дома работников просвещения Дагестана.

В 1930-м году Центральный дом работников просвещения был переименован в Институт повышения квалификации педагогических кадров.

В 30-х годах не хватало подготовленных учительских кадров, поэтому большое внимание уделялось подготовке и повышению их квалификации. Постановлением СНК РСФСР от 13 марта 1934 года вводилось всеобщее семилетнее образование. Строились школы, педагогические техникумы, учительский институт.

В 1938 году Постановлением СНК ДАССР Институт повышения квалификации педагогических кадров был реорганизован в Институт усовершенствования учителей (ИУУ).

Поступательный ритм развития народного образования в Дагестане, как и во всей стране, был нарушен с началом Великой Отечественной войны. Сотни учителей были призваны в армию, многие добровольно ушли на фронт. Преподаватели и студенты педучилищ были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений, многие школьные здания передавались под госпитали, сокращалось количество подготовленных учителей.

В 1942 году для ускорения подготовки учителей начальных и 5-7 классов были созданы шестимесячные и полуторамесячные курсы.

В 1943 году Дагестанский институт усовершенствования учителей был реорганизован в НИИ школ Наркомпроса ДАССР.

При районных (городских) ОНО были созданы педагогические кабинеты, проводились мероприятия для работников образования, практические занятия, самостоятельные работы учителей, организовывалась методическая работа в школах.

В послевоенные годы высшее образование в Дагестане имели только 244 учителя, во многих случаях преподавание русского языка, математики, физики, химии поручалось лицам без соответствующего образования.

В 1947-1948 учебном году в Дагестан прибыло 800 молодых учителей из различных городов РСФСР, все силы были направлены на подготовку педагогических кадров, повышение их квалификации, совершенствование приемов и методов обучения, осуществлялся выпуск методических разработок, обобщался опыт лучших учителей.

В 1951 году Дагестанский институт усовершенствования учителей снова был восстановлен.

В 1960-1970 годы расширилась сеть средних школ, создавалась кабинетная система, стали проводиться факультативные занятия  по выбору учащихся. Все это требовало новых методических знаний от учителя.

В 1980 годы основными структурными единицами ИУУ стали учебно-методические кабинеты, оснащенные техническими средствами обучения. Работа преподавательского состава ИУУ была направлена на удовлетворение потребностей работников образования в получении знаний в области новых достижений педагогической и методической науки соответствующих учебных предметов, новых технологий обучения и воспитания, передового опыта работы. Развивалось сотрудничество с районными отделами образования.

В 1991 году приказом Министерства народного образования ДАССР  Дагестанский институт усовершенствования учителей был преобразован в Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров.

С течением времени менялись требования к организации работы и ее содержанию. Были открыты 8 кафедр и 19 учебно-методических кабинетов, где работали три доктора наук и профессора, 32 кандидата наук, из них 30 доцентов, работал Ученый совет ДИПКПК.

В 2000 году начались структурные изменения в ДИПКПК. Были открыты кафедра педагогики и психологии образования, редакционно-издательский отдел, центр по работе с одаренными детьми, центр по оценке качества образования, создан УМС (учебно-методический совет).

В 2013 году в целях оптимизации деятельности и с учетом современных требований к учреждениям дополнительного профессионального образования, изложенных в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года была проведена реструктуризация ДИПКПК.

В состав института были включены центр оценки качества образования и центр обработки информации ЕГЭ, произошло объединение кафедр дошкольной психологии и педагогики и педагогики и методики начального обучения, кафедры естественного образования с кафедрой физкультуры и ОБЖ, а также кафедры методики преподавания русского языка и литературы с кафедрами иностранных языков и родных языков и литератур.

В связи с реализацией проекта «Школа будущего» открыт центр модернизации системы образования.

2 июня 2015 года Постановлением Правительства Республики Дагестан Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров переименован в ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования».

     В институте созданы и функционируют следующие органы самоуправления: общее собрание коллектива – коллегиальный орган; Ученый совет – выборный коллегиальный орган; ректорат – коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий реализацию компетенции ректора, его приказов, включая подготовку вопросов, относящихся к компетенции Ученого совета и иных органов управления институтом и рекомендаций по ним; Научно-методический совет - коллегиальный орган, координирующий учебно-методическую и научно-методическую деятельность института.

На сегодняшний день в институте действуют 8 кафедр: «Менеджмента и экономики образования», «Естественнонаучного образования», «Филологического образования», «Общей и специальной педагогики и психологии образования», «Дошкольного образования», «Начального образования», «Социогуманитарного образования», «Развития профессионального и дополнительного образования»; «Центр качества образования»; 7 отделов: «Отдел по управлению проектами и развитию педагогического мастерства», «Научно-методический отдел», «Редакционно-издательский отдел», «Административно-хозяйственный отдел», «Учебно-организационный отдел», «Кадрово-юридический отдел», «Отдел it-сопровождения и дистанционных технологий».

В институте работает 183 сотрудника. В профессорско-преподавательский состав входит 70 чел. Из них 10 профессоров, 29 доцентов, 6 докторов наук, 40 имеют ученую степень кандидата наук.

По инициативе ДИРО создан Клуб победителей и призеров конкурса «Учитель года Дагестана». Участники Клуба привлекаются к различным мероприятиям по изучению и распространению передового педагогического опыта. В августе создана Ассоциация учителей родного языка, функционирует Ассоциация интерактивного образования.

           В ДИРО повышают квалификацию педагоги дошкольного образования, учителя общеобразовательных дисциплин, педагоги допобразования, преподаватели учреждений среднего профессионального образования, школьные психологи, социальные педагоги, логопеды и т.д.

Обучение ведется по модульным программам ДПО, ориентированным на конкретные категории слушателей. Это позволяет в полной мере использовать инновационные технологии электронного и дистанционного обучения. Институт активно привлекает к проведению занятий лучших учителей республики, мастер-классы проводят победители профессиональных конкурсов.

Для успешной реализации программ институт приглашает коллег из ИРО Краснодарского края и Татарстана, ведущих специалистов, авторов учебников, методических пособий, методистов издательств «Просвещение», «Русское слово», «Российский учебник», «Легион».

     В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Дагестане проведены проблемные курсы для более чем 600 педагогов — организаторов воспитательной работы с учащимися.

       Анализ результатов ГИА за 2017 год позволил выявить территории, понизившие сопоставительные результаты итоговой аттестации учащихся. В соответствии с «дорожной картой» по повышению качества образования в школы, которые попали в зону с наиболее низким результатом обучения, организуется методический десант из числа преподавателей ДИРО, творчески работающих учителей. Такая помощь оказывается и школам, расположенным в высокогорных районах республики.

Методическое сопровождение и поддержка творческих инициатив учителей осуществляется на базе института Республиканским учебно-методическим объединением педагогов, Клубом «Учитель года Дагестана», Ассоциацией интерактивного образования РД. Кафедры института проводят выездные методические семинары, создают условия для обмена опытом работы педагогов, распространяют успешные практики. В ДИРО составляют и издают адресованные педагогам методические разработки и рекомендации.

         С учетом специфики функционирования в Дагестане определенного количества малокомплектных школ в институте разработана программа оказания своевременной помощи, поддержки учителей начальных классов. Проводятся специальные курсы для учителей малокомплектных школ.

На базе педагогических колледжей в Дербенте, Кизляре и Буйнакске созданы территориальные образовательные центры, где проводится определенная часть запланированных институтом мероприятий, в частности, выездные курсы повышения квалификации учителей.

В институте разработана перспективная модель сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе вузов республики, колледжей, муниципальных информационно-методических центров, внешних партнеров. Составной частью модели являются конкретные стажировочные площадки и общеобразовательные школы.

Одним из направлений работы ДИРО является обучение ИКТ учителей вновь открывшихся школ республики с выездом специалистов института в эти образовательные организации.

               ДИРО реализует образовательный проект «Электронная школа», который способствует распространению инновационных идей, передового опыта и профессионального мастерства. Уроки и мастер-классы проводятся на базе ДИРО в режиме онлайн с охватом более 200 образовательных организаций республики. Министерством образования и науки РД поставлены перед институтом новые задачи: продумать систему мер, направленных на обеспечение эффективной деятельности всех подразделений ДИРО, организовать персонифицированные курсы повышения квалификации, оказывать адресную помощь педагогам республики. Своевременное решение поставленных задач позволит институту стать важнейшим центром методического сопровождения, мобильной научно-методической и материально- технической базой, обеспечивающей качественный уровень профессионального мастерства педагогических работников республики.

 

Справка

Первым директором института в 1928 году был назначен Абдулкадыр Алкадарский.

С 1943 по 1952 гг. руководил институтом Омаров Саид Магомедович.

С 1953 по 1955 гг. - Асельдеров Макашарип Асельдерович .

С 1955 по 1981 (более 20 лет) институт возглавлял Бабаев Гюли Оруджевич.

С 1981 по 1987 гг. - Алиев Керим Абдусаламович.

С 1987 по 1996 гг. - Курамагомедов Камиль Мирзалаевич.

С 1996 по 2006 гг. – Абдулгамидов Чанакан Абдулгамидович.

С 2006 по 2013 гг. – Мусаев Идрис Мусаевич.

С 2013 по 2015 гг. - Шахов Шахрудин Курамагомедович.

   Сегодня институтом руководит профессор, доктор социологических наук Джамалудинов Гамзат Магомедгазиевич, до этого занимавший пост проректора Дагестанского педагогического университета. За многолетнюю продуктивную деятельность в системе образования Гамзату Магомедгазиевичу присвоено звание «Заслуженный работник образования РД». Он является членом-корреспондентом Международной педагогической академии, членом Российской академии социальных наук.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 12