Методические материалы

Методические материалы

"ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ" из опыта работы учителя химии МКОУ "Цветковская гимназия" Исмаиловой Хадижат Амирарслановны

ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ

из опыта работы учителя химии МКОУ "Цветковская гимназия"

Исмаиловой Хадижат Амирарслановны

 Фейзиев Ф.М., старший преподаватель кафедры  ЕНО ДИРО

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества. Открывая заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, В.Путин отметил, что от успешного решения проблем, связанных с укреплением здоровья детей и подростков во многом зависит будущее нашей страны, ее экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности страны и самое главное, - физическое и нравственное здоровье граждан, всего общества. Образовательные учреждения на современном этапе развития общества должны стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Одним из таких образовательных учреждений является МКОУ «Цветковская гимназия» Кизлярского района. Руководит МКОУ "Цветковская гимназия" -  Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РД, учитель высшей категории  Раджабова Хава Гаджиевна.

Гимназия размещена в трехэтажном типовом здании, которая была построена в 1986 году. В гимназии 36 классов - комплектов, в которых обучаются 698 человек.

Медицинский мониторинг состояния здоровья гимназистов  в 2013-2014 году показал, что около 80 % учащихся гимназии  имеют средний уровень физического развития, определены в 1 группу здоровья – примерно 2% учащихся, во вторую группу – 55 %, в третью, четвертую, пятую – 43% гимназистов. Заболеваниями костно-мышечной системы страдают 40 % учащихся, органов зрения – 20%.

Проанализировав данные показатели, администрация МКОУ «Цветковская гимназия» сделала вывод о необходимости включения педагогической общественности в процесс поддержки здоровья учащихся. Это способствовало актуализации здоровьесберегающей деятельности многих учителей и школьных психологов, реализации доступных программ и проектов этого направления. Такие программы основное внимание уделяли формированию психологических установок учащегося, педагога на поддержание собственного здоровья, а с другой стороны – созданию и сохранению здоровой окружающей среды в рамках образовательного учреждения и его ближайшего окружения.

Их реализации в гимназии способствовало постоянное внимание руководства  к содержанию и организации воспитательно-образовательного процесса гимназии в направлении формирования у гимназистов потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологии в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это направлены усилия руководства и коллектива гимназии. Реализации данного направления  способствует материальная база гимназии: два спортивных зала, спортивная площадка, футбольное поле, гимнастический городок.

Заботясь о состоянии здоровья воспитанников, коллектив гимназии работает по соответствующим программам, проводит различные мероприятия здоровьесберегающего характера, предпринимает меры по охране и укреплению здоровья. Например, программы «Здоровый образ жизни», «Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников». Расписание уроков и перемен составляется в соответствии с СанПиН. В кабинетах поддерживается оптимальный тепловой, световой и воздушный режим. Есть необходимая мебель, соответствующая  нормам. В ходе учебно-воспитательного процесса осуществляется проведение физкультурных пауз и гимнастики для глаз. Эффективно используется оборудование спортивных залов, спортивной площадки. Медицинские работники проводят профилактические беседы на темы: «Физиологические возможности человеческого организма», «Твой режим дня», лекции. Организуют конкурсы рисунков и плакатов «Против вредных привычек», открытые классные часы «Мои увлечения», «Наши олимпийцы», викторины.

Психологическая основа формирования у гимназистов потребности в здоровье и здоровом образе жизни  - мотивация на ведение здорового образа жизни. Гимназия работает по оборонно-спортивному профилю, функционируют кружки: футбольный, волейбольный. Мотивацией для учащихся гимназии также является ежегодное и результативное участие учителей гимназии в спортивных мероприятиях, проводимых среди педагогов образовательных учреждений района. В 2013 году на муниципальной спартакиаде среди общеобразовательных учреждений они заняли общекомандное второе место, в 2014 году - первое.

Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков, приобщившись к культуре здоровья,- ответы на все эти вопросы учащиеся получают в общении с учителями, классными руководителями и специалистами гимназии.

Одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы гимназии в этой сфере.

В МКОУ «Цветковская гимназия» забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе.

Объектом моего анализа был опыт работы как всего педагогического коллектива школы, так и опыт конкретного учителя.

Одним из таких учителей в «Цветковской гимназии» является Исмаилова Хадижат Амирарслановна – учитель биологии и химии.

Исмаилова Хадижат Амирарслановна закончила биохимический факультет ДГПУ  по специальности: учитель биологии и химии.  Хадижат Амирарслановна - учитель высшей квалификационной категории, кандидат биологических наук.  Общий педстаж - 20 лет.

Исмаилова Х.А. опытный специалист, педагог, профессионально передающий подрастающему поколению наиболее ценные, стабильные знания и опыт, и воспитывающий граждан, способных к дальнейшему развитию здорового общества.

Химия и биология — сложные дисциплины. На этих уроках учащимся приходится много писать, поэтому учителю приходится уделять особое внимание здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Образовательные перегрузки – серьезный фактор риска для здоровья школьника. Утомление, а вернее переутомление накапливается в ребенке день за днем, переходит в хроническое.

Исмаилова Х. А. начинает свои уроки с мотивации учащихся на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала.

На уроке Хадижат Амирарслановна использует разные виды деятельности: фронтальный опрос, слушание, работа с учебником, решение задач, практическая работа, ответы на вопросы, благодаря чему её уроки многообразны, интересны и неутомительны для учащихся.

Ей  легко и незаметно удаётся переводить учащихся с одного вида деятельности на другой. Хадижат Амирарслановна, хоть и работает в старших классах, считает, что проведение физминутки на уроке - это обязательное условие успешного урока.

Например, в 8 классе в качестве физминутки учительница применяла карточки с формулами веществ, которые дети должны были назвать и определить класс, к которому данное вещество относилось или учащиеся по очереди выходят к доске записывают формулу вещества по названию в соответствии с их валентностью. Правильно написанную формулу учащиеся приветствовали аплодисментами. И это все проходило с элементами игры, что поднимало настроение учащихся, привлекало внимание, помогало физически разрядиться и просто создать позитивный настрой для дальнейшей  деятельности.

Хадижат Амирарслановна на своих уроках умело применяет технологии адаптивной системы обучения. Например, при изучении раздела «Органическая химия» в 9 классе, чтобы легко запоминали учащиеся названия органических веществ, применила таблицу «Органика в твоих руках». Работая с таблицей, она обратила внимание учеников на тот факт, что “пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:

С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее  название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д.

Учащиеся очень быстро и легко усваивали большой объём материала, сразу называли различные вещества по формулам, и наоборот, составляют формулы по названию веществ.

Представленная таблица “Органика в твоих руках” позволила Хадижат Амирарслановне объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.

Хадижат Амирарслановна каждый урок старается строить в сотрудничестве «учитель - ученик», когда учитель становится равноправным участником учебно-воспитательного процесса, наставником, который направляет работу в нужное русло, советует, помогает. Такие отношения между учителем и учеником создает на уроке теплую, доверительную обстановку, в которой каждый стремится больше узнать, рассказать и проявить себя,

На уроках Хадижат Амирарслановны на протяжении всего урока ощущался хороший психологический климат, все учащиеся чувствовали себя комфортно, а доброжелательная обстановка мотивировала их на активную работу.
Хадижат Амирарслановна знает и умело использует новейшие достижения в области методики и педагогики. Широкая эрудиция, глубокое знание своего предмета, умелая организация урока, владение современными методами и формами преподавания, умение активизировать учащихся, развивать у них самостоятельность, интерес к знаниям способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.

На каждом этапе урока она учитывает индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществляет  индивидуализацию обучения и дифференцированный  подход. Используя дифференцированный подход, перед разными категориями учащихся ставит различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов.

Хадижат Амирарслановна для каждого урока продумывала ИКТ-  сопровождение урока, соответствующее возрастным особенностям учащихся, применение которого позволило активизировать внимание, интерес к изучаемым вопросам.

Завершая каждый урок, Хадижат Амирарслановна подводит итог урока, спрашивая, что нового узнали, чему научились, что им помогло добиться успеха на данном уроке, что им на уроке понравилось. Таким образом она выясняла настроение учащихся на конец урока, их эмоциональное состояние.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных факторов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью, что и старалась делать Хадижат Амирарслановна на своих уроках.

Например, при изучении темы «Простые вещества- металлы и неметаллы» в 8 классе было сказано, что четыре элемента: углерод, водород, кислород, азот являются элементами жизни, кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор и сера относятся к макроэлементам, железо, медь, марганец, цинк, кобальт, йод, фтор, хром, молибден, ванадий, никель, стронций, кремний, селен, бор относятся к микроэлементам.

При недостатке кальция уменьшается свертываемость крови, появляются судороги, кости становятся ломкими, ногти слоятся, волосы становятся секущимися.

Железо входит в состав гемоглобина крови. Недостаток железа в организме приводит к заболеванию — анемии. Однако избыток железа в организме тоже вреден. Недостаток в организме меди вызывает деструкцию кровеносных сосудов. Кроме того, считают, что его дефицит служит причиной раковых заболеваний. Однако избыток меди приводит к нарушению психики и параличу некоторых органов (болезнь Вильсона). Для человека вред причиняют лишь большие количества соединений меди. Свинец и его соединения являются довольно сильными ядами. В организме человека свинец накапливается в костях, печени и почках.

Ртуть ядовита, вызывает нарушения в работе нервной, сердечно- сосудистой систем, ЖКТ, почек. Пары ртути могут образоваться при поломке ртутного термометра, поэтому с термометром необходимо обращаться  очень осторожно.

При изучении темы «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения» в 8 классе Хадижат Амирарслановна отметила, что человек примерно на 65 % состоит из воды и в сутки он должен потреблять в качестве питья и с пищей 2—2,5 л. При изучении темы «Кислоты, их классификации и свойства» говорила о том, что в организме человека в состав желудочного сока входит соляная кислота. Она убивает бактерии и активизирует ферменты. Без соляной кислоты практически прекращается процесс переваривания пищи. В аккумуляторах машин также содержится соляная кислота. При работе с кислотами высокой концентрации необходимо соблюдать меры предосторожности, потому что можно получить химический ожог.

При изучении темы «Соли» говорила, о том, что солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10-15 г.

Хлорид натрия нужен организму человека или животного не только для образования соляной кислоты в желудочном соке. Эта соль входит в тканевые жидкости и в состав крови. Водные растворы NaCI в медицине используют в качестве кровезамещающих жидкостей после кровотечений и при явлениях шока.

Избыток в организме NaCI может вызвать острое отравление и привести к параличу нервной системы.

Таким образом, на уроках химии у обучающихся воспитывается убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Дети учатся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Химия и биология — это предметы, которые имеют реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Хадижат Амирарслановна подобрала разнообразную, интересную и актуальную тематику исследований. Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков, положительно воздействуют на эмоции и психику. Поэтому интересными и полезными стали проекты, выполненные ее учащимися: «Йогурт - друг или враг для здоровья человека», «Легко ли дышится в «Цветковской гимназии»», «Быть или не быть мусору в Цветковке», «Влияние качества воды Цветковки на онкозаболеваемость жителей села», «Влияние внутришкольной среды МКОУ «Цветковская гимназия» на здоровье гимназиста» и. т. д.

Говоря о педагогическом опыте и творческом портрете Хадижат Амирарслановны, хочется подчеркнуть ее справедливое и внимательное отношение к ученикам. Она в курсе интересов учащихся, направляет эти интересы, выходя за рамки своего предмета, одновременно являясь требовательным учителем. Ее ученики принимают активное участие во Всероссийских предметных олимпиадах школьников, участвуют в научно-практических конференциях муниципального, регионального уровня, где из года в год занимают призовые места.

В региональном этапе:

2014г: на ВОШ 10 класс – Талхатова Сабина 1 место по экологии;

2014г: на научно-практической конференции «Шаг в будущее»- Талхатова Сабина, 10 класс, 3 место.

Х.А.Исмаилова – требовательный педагог, обладает адаптивным стилем поведения, создает вокруг себя доброжелательную обстановку, умеет устанавливать  педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися, их родителями и коллегами.

За добросовестный труд Х.А.Исмаилова награждена Почетной грамотой отдела образования администрации МР «Кизлярский район», Дипломом отдела образования МР «Кизлярский район»  за вклад в развитие детской одаренности, Грамотой отдела образования администрации МР «Кизлярский район» за подготовку победителей и призеров ВОШ, Грамотой Министерства образования РД за успешную работу по подготовке победителя ВОШ, Дипломом 2 степени Министерства образования РД за 2 место на Республиканской олимпиаде учителей биологии.

Увлекая детей разнообразными стилями поведения, направляя их интересы в нужном направлении, Хадижат Амирарслановна вместе с другими единомышленниками, всем коллективом школы старается сформировать у каждого участника образовательного процесса «Моду на здоровье».

Хочется им сказать: «Молодцы, так держать. Дорогу осилит идущий. Удачной вам дороги!».

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 12