Методические материалы

Методические материалы

Развитие творческих способностей детей на уроках музыки

Развитие творческих способностей детей

НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

(Обобщение опыта работы учителя музыки МБОУ № 13 г. Махачкалы Иванюты И.В.)

Услышать музыку в себе, понять ее таинственную речь, разгадать ее волшебный язык - готовы ли мы сегодня к откровению? Осознаем ли мы сегодня значение музыки в нашей жизни? Угадываем ли ее движение, смысл? Какая же музыка звучит в нашем доме, в нашем обществе? Что мы, взрослые, сделали для того, чтобы помочь нашим детям постичь ее мудрый язык, понять ее душу? Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств человека.

Проблемы музыкального воспитания в дагестанской школе - вопрос слишком серьезный и разрешить её даже за десятилетие вряд ли удастся, если мы будем продолжать решать его «классически проверенным» путем: один час в неделю урок «музыка», на котором в основном идет «говорильня о музыке». Разве это нужно детям? Пока они не начнут петь и играть на музыкальных инструментах, разговор о развитии личности ребенка через эстетическое воспитание просто бессмыслен.

Совсем недавно я увидела плакат со словами В. Сухомлинского: «Творческий труд в нашем сложном многогранном деле начинается там, где загорается искра живой мысли, ищущей ответ на вопросы, которые выдвигает жизнь».

Ирина Владимировна Иванюта более 25 лет преподает музыку в гимназии № 13 г. Махачкалы. Ирина Владимировна такой педагог, чье преподавание- это творчество. Она говорит: «Я родилась в Дагестане. Здесь выросла и училась, теперь учу дагестанских детей. Меня постоянно волнует вопрос: как поднять в наших дагестанских школах престиж предметов эстетического цикла, в частности уроков музыки, на должный уровень. Как изменить представление о них?». Она - Отличник народного образования РД, победитель конкурса «Учитель года-2000» в номинации «Учителя музыки, ИЗО, технологии», призер республиканского конкурса «Самый классный классный». Как она сама говорит, каждый год работы открывает для нее все больше нового, того, что раньше было непостижимо. Появилась уверенность в собственных силах, желание помочь ребятам открыть для себя окружающий мир, научить понимать красоту жизни.

Мы часто говорим о приобщении детей к искусству, музыке. Всегда ли при этом учитываем, что приобщить – значить дать возможность ученику включиться в музыкальную деятельность, сделать его активным участником музыкально- творческого процесса.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках Ирина Владимировна часто использует различные задания творческого характера. Вот некоторые из них:

  1. Пластическая импровизация.Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так, в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
  2. Вокальная импровизация.В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.
  3. Иллюстрации к музыкальным произведениям.Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто-это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
  4. Сочинение-миниатюра.Перед слушанием учителем ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка выступает в роли главного героя.
  5. Мозговой штурм. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

  1. Синквейн.Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце - одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

  1. Презентации. Очень часто Ирина Владимировна использует презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Она направляет детей, составляет с ними план, по которому они делают презентации.
  2. Урок-путешествие, урок-игра.Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных образов и постоянный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

Сама форма общения с ребятами скорее напоминает форму беседы, рассуждений, размышлений, а порой и споров, в процессе которых делаются необходимые выводы, обобщения, формируются нужные навыки, умения.

Ребята, которые в жизни ни разу не притрагивались к клавишам фортепьяно, играя двумя пальцами лишь две заданные ноты, участвуют в исполнении более или менее полнозвучной музыки. Это вызывает интерес у детей, положительно сказывается на их музыкальном развитии.

Ирина Владимировна всегда говорит, что любая форма общения детей с музыкой должна быть направлена на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни. Она никогда не задает вопрос: что изображает музыка, потому что считает, что такой вопрос наводит на мысль детей о том, что музыка обязательно должна изображать, а это не совсем так. Она учит детей тому, что музыка может выразить настроение, характер, а может и «нарисовать картину», но и это самое главное, в этой картине будет настроение, без настроения музыки просто не бывает.

Кабинет музыки, в котором проходят встречи ребят с искусством в жизни и жизнью в искусстве, поражает обилием звуковой техники - компьютер, принтер, проектор - и это все используется на уроках в полной мере.

Ирина Владимировна Иванюта - постоянный участник республиканских конкурсов, член жюри мероприятий, проводимых ДИРО. Все преподаватели музыки проходят практику на базе гимназии №13, где работает Ирина Владимировна. В 2016 году она представляла Республику Дагестан на съезде представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Превратить уроки музыки в радость - одна из главных задач Ирины Владимировны. Иногда предметники удивляются: «Как семилеткам можно давать слушать симфонии, концерты? Им нужны простенькие песенки, быстро запоминающиеся?» Что на это ответить? Луначарский говорил: «Самому маленькому ребенку можно рассказать историю культуры в форме великолепной сказки». Вот так, следуя этим словам, и работает Ирина Владимировна .

А конечный итог ее учительской работы - не только хороший ученик, но и Хороший Человек.

Ст. преподаватель кафедры

РП и ДО Черткова В.Г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 12