Методические материалы

Методические материалы

Из опыта работы учительницы начальных классов НОУ «Гимназии « Сахаб»

Гебекова А.Н., к.п.н., доцент

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 (из опыта работы учительницы начальных классов НОУ «Гимназии « Сахаб»)

В каждом образовательном учреждении есть такие личности, без которых невозможно представить себе это учреждение. Они, как визитная карточка, как символ его стабильности и успешности. Не будет их, и учреждение потеряет свое лицо, станет безликим, будет чего-то не хватать очень важного и значимого. Именно такой личностью является Кулиева Мадина Магомедовна - учитель начальных классов  НОУ «Гимназия «Сахаб»

Мадина Магомедовна в 1993 году успешно завершила обучение в   Дагестанском государственном педагогическом университете на красный диплом  по квалификации «Учитель начальных классов». Ее педагогическая деятельность началась с Гимназии № 1  города   Махачкалы. 18 лет работает в НОУ «Гимназия «Сахаб». Стаж ее педагогической деятельности 24 года. В настоящее время имеет высшую квалификационную категорию, Почетный работник общего образования РД, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (2009. 2017).

С 2011 года реализует  ФГОС НОО по УМК «Школа 2000». В связи с реализацией ФГОС НОО произошли большие изменения в образовании. Наше время – время перемен. Обществу нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующие в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие всю меру ответственности за свои действия. Человек, способный творчески мыслить обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы,  считает  Мадина Магомедовна, связанны с современными требованиями развития педагогической теории и практики,  новыми требованиями  Федеральных государственных образовательных  стандартов (ФГОС). Она считает, что согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня современное начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка-систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результат. Работа над этой проблемой побудило Мадину Магомедовну к поиску новых форм, методов  и приемов обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогут распознавать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Она считает, что это возможно лишь в целостном подходе к учебной деятельности.

В своей работе Кулиева М.М. использует авторские методические разработки, обеспечивающие достижение успеха каждым обучающимся. Ею разработана индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности для детей, отстающих в учебе с учетом требований ФГОС по математике и  русскому языку для 2-4 классов, также разработана программа факультативного курса «Школа общения», направленная на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника, рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог». Для повышения у учащихся интереса к самостоятельному  «творчеству», активизации познавательной деятельности  Мадина Магомедовна планирует нетрадиционные уроки. На таких уроках она стремиться воплотить творческие  замысли учителя и  творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образовательной деятельности вообще. Она считает, что учебный материал с традиционных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на нестандартных уроках.

Она для активизации  мыслительной деятельности учащихся и преодоления  элементов механического усвоения заданий в обучении и для ознакомления их методами научного исследования пользуется проблемным обучением. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Она утверждает, что я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос.

В качестве основополагающего принципа в своей работе она рассматривает принцип проблемности. Путем последовательно усложняющих задач или вопросов создает в мышлении учащихся такую проблемную ситуацию, которая способствует самостоятельному формированию новых знаний с помощью учителя и с участием других учащихся. Таким образом, учащиеся получают знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Кулиева Мадина Магомедовна для активизации познавательной деятельности учащихся пользуется следующими приемами:

  • создает атмосферу заинтересованности;
  • стимулирует к диалогу, создает ситуацию общения, то есть такой ситуации,  в которой учащиеся должны:
  • защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
  • задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • делиться своими знаниями с другими;
  • помогать товарищам при затруднениях.
  • побуждает учащихся находить не единственное решение, а несколько решений;
  • сменой форм деятельности повышает работоспособность учащихся на уроке;
  • поощряет любую познавательную  деятельность учащихся;
  • создает высокий темп урока: план составляется таким образом, чтобы каждый ребенок был занят.

Мадина Магомедовна работая по УМК «Школа 2000» реализует проблему всестороннего развития личности путем применения технологии разноуровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интерес, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует познавательную деятельность.

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.

Класс  Мадины Магомедовны оснащён необходимой техникой, которой учитель хорошо владеет. Ежедневно Кулиева М.М. пользуется сетью Интернет для подготовки уроков, используя материалы многочисленных образовательных сайтов и порталов, форумов, сетевых образовательных журналов, сетевых ресурсов по различным предметам.

На уроках  Кулиева  Мадина использует следующие программы: Microsoft Word, Microsoft  Pover  Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе велик. Их использует для создания презентаций, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.

Текстовый редактор Word она использует для создания простых дидактических материалов, которые предлагает учащимся при выполнении самостоятельной работы на уроке. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Она обучает учащихся самостоятельно создавать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный труд. Ее ученики принимают активное участие в онлайн олимпиадах по математике, где занимают призовые места.

НОУ «Гимназии «Сахаб» подключена к сети Интернет, имеется компьютерный класс, которые позволяют использовать учащимся образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, различные методические материалы. К окончанию начальной школы ученики  Мадины  Магомедовны свободно владеют интернетом.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кулиева М.М. не только на уроках реализует активизацию познавательной деятельности младших школьников, но во внеурочной деятельности. Главной целью активизации познавательной деятельности она считает:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учебной деятельности;
  • формирование желания учиться.

Для  достижения этих целей она считаем, что необходимо реализовать следующие задачи:

  • формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде;
  • формирование положительной «Я - концепции»;
  • формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать;
  • воспитание духовно-нравственных качеств личности

Правильно организованная система внеурочной деятельности младших школьников представляет собой ту сферу, в условиях которой   Мадина Магомедовна старается максимально развивать или сформировать познавательные потребности и способности каждого  учащегося.

       В течение многих лет  Кулиева М.М. является  членом городской творческой группы лучших учителей города. Входит в состав оргкомитета по организации и проведению интеллектуального марафона «Умники и умницы», член жюри различных городских конкурсов, активно участвует в городских педагогических мероприятиях: педагогические чтения, мастер-классы, фестивали уроков.  На протяжении многих лет  Мадина  Магомедовна возглавляет  МО учителей начальных классов. Ведет наставническую работу среди молодых учителей и студентов факультета начальных классов ДГПУ.

За свой безупречный  и долголетний труд  Кулиева М.М. награждена дипломами Министерства образования РД И РФ, дипломами за активное участие во  II Республиканском конкурсе исследовательских проектов младших школьников,  I  Республиканском фестивале исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет», в городских научно-практических конференциях юных исследователей, научно-практических конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее»,  как победитель конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации» в 2009, 2017 гг. награждена  почетными  грамотами РФ.

         За трудолюбие, любовь к детям, постоянный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания, увлеченность, желание прийти на помощь в любой ситуации  Мадина Магомедовна пользуется большим уважением и авторитетом среди учеников, родителей и коллег. Это высокая награда для учителя.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 12