Методические материалы

Методические материалы

Инклюзивное образование в инновационной школе (из опыта работы МБОУ «Гимназия №4» г. Махачкалы)

 

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка  на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинств лиц с инвалидностью, - Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной  Российской Федерацией в 2008 году.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование - это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством - возможностью жить, верить, любить, быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, мудрости и профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям-инвалидам.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

И наконец, инклюзивное образование – это естественный и закономерный этап в развитии системы образования, подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.

И еще с десяток аналогичных определений инклюзивного образования дает сегодня любой поисковый запрос в сети интернет.

Одной из приоритетных целей инклюзивного образования является – создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

В связи с введением в  сентябре 2016 года ФГОС для детей ОВЗ  появилась  возможность создания вариативных условий для реализации права на образование всех категорий школьников с учетом их психофизических особенностей, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. В рамках проекта «Наша новая школа» создается государственная (федеральная) программа «Доступная среда - безбарьерная среда». Важно осознать, какие барьеры предстоит преодолеть, чтобы предоставить каждому ребенку право на доступное и качественное образование по месту его проживания, без отрыва от семьи, родителей и сверстников.

 Наверное, для любого человека 44 года и педагогического и руководящего стажа это не просто большой период в жизни, а огромный путь, полный  радостей и горестей, побед и разочарований…. Но что значат для руководителя школы эти годы?  На наш взгляд, это — постоянная и целенаправленная работа  по воспитанию детей, самосовершенствованию и   формированию единого образовательного пространства.

Такой планомерной работой, решая трудоемкие задачи, с 1973 года школой, а впоследствии гимназией руководит «Заслуженный учитель ДАССР», «Почетный работник ОО РФ», Победитель республиканского конкурса «Лидер в образовании Дагестана» Пашук Ираида Петровна. О деятельности Ираиды Петровны на посту директора гимназии в одной статье и не напишешь. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для Ираиды Петровны – это ее жизнь, призвание и радость. С момента начала руководства Ираида Петровна  проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Не зря говорят, что уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы! Может это и позволило коллективу школы взвалить на себя непомерно трудные задачи.

Немного о школе.

Школа основана в 1956 г. В сентябре 2006 года школа была преобразована в гимназию. С февраля 2008 года в  гимназии №4 по инициативе Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, Министерства образования и науки РД и Администрации г.Махачкалы были открыты специализированные (коррекционные) классы для детей с ДЦП. Впервые в Республике Дагестан был воплощен проект инклюзивного обучения. Организация инклюзивного образования предпо­лагает реорганизацию всей жизни школы.  В гимназии уда­лось выстроить реально работающую систему инклю­зивного обучения особых детей в общеобразовательной  школе. В связи с введением в  сентябре 2016 года ФГОС для детей ОВЗ появилась  возможность создания вариативных условий для реализации права на образование всех категорий школьников

(с нарушением слуха, зрения, речи, с ЗПР, аутисты).

Образовательное учреждение осуществляет обучение, коррекцию и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

В рамках Федеральной программы «Доступная среда», в гимназии создана безбарьерная среда для детей-инвалидов с диагнозом ДЦП.

Вход в школу оборудован пандусами и поручнями, уложена  не скользящая плитка, установлен ограждающий бортик,  входная дверь оборудована кнопкой вызова персонала и доводчиком; расширены проёмы входных и кабинетных дверей 1 и 2 этажей. Оборудованы  санузлы на 1-3 этажах; уложена дорожка в столовую для инвалидных колясок. В коридорах установлены поручни. Здание школы оборудовано лифтом. Имеется автотранспорт для перевоза детей с ОВЗ.

Учебные кабинеты адаптированы для различных форм работы. Кабинеты оборудованы одноместными ученическими партами и стульями, которые регулируются по росту и углу наклона рабочей поверхности.

Количество парт в ряду 2-3. Первые парты предназначены для детей со зрительной патологией и находятся на расстоянии 1 метра от классной доски.

 Всего в МБОУ «Гимназия №4» обучаются  696 учащихся, из них 58 это дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды из них  дети-инвалиды с диагнозом ДЦП -41.

На базе гимназии функционируют с 1 по 4 специализированные (коррекционные) классы для детей с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом ДЦП. С сентября 2016 г. открыт 5 специализированный (коррекционный) класс.

В специализированных классах обучаются 35 учащихся; 6-учащихся  обучаются в общеобразовательных классах, обучением на дому охвачено 3 учащихся.

С 2008 году на базе школы по инициативе Детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» при поддержке Министерства образования и науки РД и Правительства РД реализуется программа «Инклюзивное образование».

Приступая к реализации этой программы коллектив школы поставил перед собой ряд довольно сложных задач:

- Формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;

- Дальнейшее развитие системы инклюзивного обучения, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей   с ограниченными возможностями здоровья;

- Создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС для детей с ОВЗ;

- Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Коллектив начал искать ответы на вопросы: «Как из массовой общеобразовательной школы сделать инклюзивную школу?», «Как обеспечить равный доступ к получению образования и создать необходимые условия для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей?».

Коллектив был уверен в том, что если устранить образовательные барьеры, то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное  образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.

Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством  образования и науки, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разработанными и утвержденными образовательным учреждением самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для детей с ОВЗ.

На I ступени реализуется образовательная программа по ФГОС НОО в 1-4 классах, программа обучения на дому для детей, имеющих проблемы в состоянии здоровья; программы занятий внеурочной деятельности, АООП НОО для детей ОВЗ ( варианты 6-1, 6-2, 6-3). В начальной школе реализуется образовательная система «Школа России».

На II ступени реализуются образовательная программа на основе ФГОС ООП ООО (в рамках апробации в 5 -6 классах); образовательные программы в рамках реализации БУП -2004 г. (7-9 классы); программа обучения на дому для детей, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программа инклюзивного образования.

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа делится на три основных компонента.

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание рабочей программы с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений обучающегося и др. И является разделом учителя-предметника.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке имеется раздел учителя-логопеда, раздел педагога-психолога, социального педагога, а также раздел учителя, где реализуются приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
  3. Воспитательный компонент содержит в себе раздел классного руководителя, раздел воспитателя, раздел педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Таким образом, реализуется комплексный подход к проектированию индивидуальной образовательной программы.

 Заслуживает большого внимания и то, что в  школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели и медицинские работники (медсестра, врач невропатолог, врач ортопед). Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе и по какой программе.

Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

При коррекционной работе с детьми с ОВЗ соблюдаются общие принципы и правила:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала)
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук);
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Социально-воспитательное направление основной акцент делает на формирование ценностно-мотивационных установок на здоровый образ жизни, создание условий, способствующих расширению поля социальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшей профессиональной ориентации. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательную систему гимназии, участие в творческих конкурсах внутришкольного, городского и всероссийского уровней, в систему предметных олимпиад, предметных декад и т.д.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями развития и расширение опыта продуктивного общения с ними. В гимназии создана толерантная среда, атмосфера добра, милосердия и терпимости. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Опыт работы школы позволяет на сегодняшний день обеспечивать инклюзивное образование детей-инвалидов в следующих формах:

l  Модель-1. «Обучение на дому». Индивидуальное обучение и воспитание детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство школы.  Вариант обучения детей с ОВЗ, при котором учителя организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. По окончании обучения ребенку выдается документ об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. На данный момент на индивидуальном домашнем обучении – 3 человека. Полностью исключить данные формы обучения из практики общеобразовательного учреждения не предоставляется возможным по ряду объективных причин (рекомендации специалистов, желание родителей и др.). Можно отнести к дозированной интеграции, когда ученик принимает участие при проведении совместных мероприятий в основном воспитательного характера.

l   Модель-2. «Инклюзивный класс». Обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками. 6 обучающихся с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах. Это полная интеграция, она  эффективна для тех учащихся, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

l  Модель-3. «Специализированный (коррекционный) класс». Обучение и воспитание детей с диагнозом ДЦП в специализированном (коррекционном) классе наполняемостью 5-6 обучающихся – это дозированная интеграция. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.

Основные проблемы, которые необходимо решить для реализации данного направления:

1) Разработка и реализация коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ обучения детей с ОВЗ;

2) Разработка, реализация и коррекция индивидуальных образовательных маршрутов;

3) Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

4) Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных программ;

5) Корректировка системы воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования.

 2.Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

1) Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) Обеспечить мониторинг динамики развития детей с ОВЗ;

3) Учителю-логопеду, педагогу-психологу разработать коррекционные программы индивидуально-групповых занятий на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций с опорой на сохранные анализаторы.

  1. Создание условий для успешной социализация детей с ОВЗ

1) Создать условия для организации дополнительного образования детей с ОВЗ через посещение творческих объединений, факультативов, спецкурсов, элективных курсов;

2) Проведение занятий, классных часов по профессиональной ориентации;

3) Создать условия для самореализации и социализации детей с ОВЗ через включение в социально-значимые проекты, различные виды социальной, творческой деятельности.

 VII. Организация работы с социальным окружением ребенка с ОВЗ

1)Работа с родителями (законными представителями) – консультации, родительские собрания и т.д.;

2) Работа с детьми;

3) Работа с педагогическими работниками - индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги, мастер-классы и т.д.;

4) Просвещение с использованием СМИ и сайта учреждения;

5) Разработка и внедрение методических продуктов для участников образовательного процесса - рекомендации, памятки и т.д.

 Пожалуй, одной из самых трудных задач являлось создание необходимых  условий для  реализации задуманного, такие как:

  1. Кадровое обеспечение: наличие в штате или на договорной основе специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога);
  2. Организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта; научно-практические конференции, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, курсы, профессиональные конкурсы);
  3. Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ);
  4. Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (создание информации о реализации проекта на школьном сайте, проведение форумов, публикации, фильмы, лектории и т.д.), укрепление социального партнерства с общественными организациями, работа с общественностью по подготовке к принятию таких детей;
  5. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями (создание условий для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, социальным педагогом, условия для занятий лечебной физкультурой, трудовой подготовкой, их соответствие требованиям САНПиН);
  6. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, коррекционно-развивающих программ и программ сопровождения.
  7. Организация межведомственного взаимодействия (учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительных органов) по вопросам оказания помощи детям с ОВЗ.
  8. Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда). При решении этих вопросов также в школе созданы необходимые условия для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

В рамках адаптации образовательного процесса продумано сетевое взаимодействие для эффективной реализации поставленных задач, в рамках внедрения проекта школа  осуществляет тесное сотрудничество с такими организациями как:

- Управление социальной защиты населения в МО «Город Махачкала» (по вопросам информационно-просветительской деятельности, в составлении Паспорта доступности т.д.);

-Республиканский центр социальной помощи семье и детям (по вопросам социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

- Муниципальное ПМПК (определение образовательного маршрута);

- Дагестанский Государственный Педагогический Университет, факультет специального (дефектологического) образования (по вопросам консультативного и методического сопровождения специализированных классов, в целях объединения усилий для продвижения идеи и реализации инклюзивного образования);

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского творчества» (по вопросам дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья);

- Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (по вопросам обучения и реабилитации обучающихся);

- ГБУ РД «Детская поликлиника №1» (по вопросам информационно-просветительской деятельности);

- ГБУ ДПО «Дагестанский институт развития образования» (по вопросам прохождения курсов ПК, переподготовки).

Необходимо отметить и то, что школа смогла обеспечить равный доступ к получению качественного образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. В результате перехода к инклюзивному образованию школа наряду с решением многих социальных проблем среди подрастающего поколения, общественности смогла также повысить качество образования и результаты обучения всех детей. Разработанную в гимназии модель организации инклюзивного образовательного пространства можно будет использовать в других образовательных учреждениях.

А всему коллективу гимназии хочется пожелать исполнения всего задуманного, благодарных учеников и терпения в их нелегком труде.

 Абдулаева Р.М. – доцент кафедры МЭО ДИРО

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 12