Методические материалы

Методические материалы

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей

Содержание материала

Ст. преподаватель кафедры РПДО  ДИРО Исалова П.М.

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя

/К.Д. Ушинский/

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.

 Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Понимание этого необходимо для того, чтобы все глобальные задачи, которые ставятся перед образованием сегодня,  были решены. Практически во всех документах, принятых в последние несколько лет в сфере дополнительного образования детей уделяется должное внимание кадровому вопросу.

В Концепции развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020год в целях развития кадрового потенциала системы дополнительного образования предусмотрены ряд мер, в том числе:

- формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования;

- создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;

- проектирование новых специальностей в сфере дополнительного образования, квалификационных требований к ним, расширение спектра магистерских программ и др.

Значительное место отведено кадровой политике  в Проекте Федеральной целевой межведомственной программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». Среди основных направлений реализации программы:

- проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования детей в федеральной и региональной  образовательных сетях;

- обоснование и разработка программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей - организаторов детско-взрослых сообществ, семейных клубов, детских общественных объединений;

- разработка научно-методических основ развития практико- ориентированной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации (ПК) специалистов дополнительного образования детей и т.д.

Все эти меры направлены на решение проблемы соответствия педагогических работников новым требованиям, которые предъявляются к ним сегодня. Требования к квалификации работников образования (в т.ч. педагогических работников) определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (ЕКС), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010.

Однако частью 1 ст.46 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что квалификация работников должна соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.


В Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года в числе других направлений развития кадрового потенциала обозначены также:

- апробация и внедрение уровневого профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

- модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, системы аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста.

В итоге, 8 сентября 2015 был подписан приказ Минтруда России N 613н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" и с  1 января 2017 года  он вступил в силу.

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей предполагает три обобщенные трудовые функции:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе, организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач воспитания и обучения;  педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

2.Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе, организация и проведение исследования рынка услуг дополнительного образования детей; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3.Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе, организация и проведение массовых досуговых  мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей; организация дополнительного образования детей по одному или нескольким направлениям деятельности.


По каждой трудовой функции детально прописаны трудовые действия, необходимые  умения и необходимые знания.

В соответствии с Профессиональным стандартом определены требования к образованию и обучению специалистов, реализующих обобщенную трудовую функцию «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» (возможная должность – педагог дополнительного образования).  Педагогу дополнительного образования при наличии высшего или среднего профессионального педагогического образования необходимо пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) по направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, а  при наличии высшего профессионального образования по профилю деятельности и отсутствии педагогического образования, необходимо и достаточно пройти обучение по программе дополнительного профессионального педагогического образования (профессиональную переподготовку).

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16 апреля 2015 г.  одобрена  Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016-2019 годы.  В  Концепции обозначены задачи и способы ее реализации. Одной из таких задач является повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей. В целях решения данной задачи предусматривается ряд мер, в том числе:

- совершенствование механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей;

- создание системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;

- совершенствование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в системе дополнительного образования детей лучших педагогических работников;

- создание межведомственной системы повышения квалификации и переподготовки работников дополнительного образования детей, в том числе переподготовки вновь принятых в учреждения дополнительного образования детей и не имеющих педагогического образования и др.

Необходимо отметить, что в перечне педагогических профессий до  1998г. отсутствовал государственный стандарт подготовки специальных кадров для системы дополнительного образования детей. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. В 1998г. Министерство общего и профессионального образования РФ (приказ №397 от 10.04..98) ввело специальность «педагогика дополнительного образования». Были разработаны «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 (педагогика дополнительного образования)». Эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования. На сегодняшний день  ежегодно такую специальность получают  всего лишь несколько сотен выпускников педагогических колледжей по всей России, что не меняет кардинальным образом проблему кадрового обеспечения  системы дополнительного образования. В этой системе сегодня работают специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие своё увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые  сами прошли эту школу, затем получили специальное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве – педагога, педагога-организатора. 


В республике  на сегодняшний день функционирует несколько учреждений,  реализующих программы повышения квалификации   и переподготовки работников системы дополнительного образования детей.

Содержание курсов  повышения квалификации методистов и педагогов дополнительного образования, проводимых кафедрой развития профессионального и дополнительного образования ДИРО,  направлено на изучение   методики  дополнительного образования детей и ознакомление слушателей с нормативной  основой образовательного процесса, с воспитательными и здоровьесберегающими аспектами образовательного процесса.  Руководители и заместители директоров  организаций дополнительного образования детей  имеют возможность пройти курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по менеджменту.

Целесообразность данного курса объясняется отсутствием на сегодняшний день в республике педагогов, имеющих образование по  специальности «педагогика дополнительного образования» (в 2017 году состоялся первый выпуск небольшой группы по этой специальности в  ДГПУ) и тем, что многие педагоги не имеют педагогического образования (не менее 30% согласно статистике),  и главной целью своей деятельности они считают профессиональную подготовку; им зачастую просто не понятны педагогические, воспитательные аспекты деятельности детского объединения. К сожалению, можно уверенно констатировать, что и современные педагогические вузы учат больше специальности, а не профессии, забыв, что первоначальный смысл слова педагог – «веду дитя», воспитываю, помогаю ему найти свою дорогу в жизни.

Педагогическое образование ориентировано преимущественно на изучение стандартного набора учебных дисциплин, инструктивных методик и стереотипов поведения. С таким «багажом» выпускнику педагогического вуза трудно адаптироваться в учреждении дополнительного образования детей к выполнению деятельности, целью которой является развитие индивидуальности, её мотивов к творчеству и познанию.

Дипломированный специалист готов на демонстрацию своей информированности, эрудиции, умелости, ориентирован на общение с аудиторией, в которой учащийся – объект, призванный усваивать, запоминать, накапливать. Он, может быть, хорошо владеет чертами традиционного  педагогического мышления и поведения, но не знаком с природой сотворчества, взаимного обмена деятельностью и общением с другим субъектом – обучающимся.

Для выполнения профессиональной деятельности человек должен иметь соответствующие способности, обладать необходимым набором знаний и навыков, достичь определённого уровня профессионализма.

Учитывая тот факт, что мы живем в  век информационных технологий, когда все перемены, все новое в любой предметной области, в культуре, технике становится в кратчайшие сроки достоянием широкой общественности, в том числе и детей, педагогу необходимо постоянно работать над собой, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. И это относится не только к предметным знаниям и умениям, но и к знаниям и умениям психолого-педагогическим, чтобы лучше понимать детей, знать их особенности и потребности. Все это вместе и будет основой его эффективной качественной  работы.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу дополнительного образования детей.


Литература.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ);

2. Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р);

3. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования     детей и взрослых» (утв. Приказом Минтруда и соц. защиты РФ от 8 сентября 2015г.) 

4. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016-2019 годы (утв. распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16 апреля 2015 г. N 135-р)

5. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. – М., 1999.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

7. Бруднов А.К. Проблема становления и развития образовательного  процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. – СПб., 1998.

8. Голованов  В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования.  - М., Владос, 2004.

9. Дополнительное образование детей. Под ред. О.Е.Лебедева. М., Владос, 2003.

10. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. - М., Владос, 2012.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 1
2top1 ru