Методические материалы

Методические материалы

Прекрасное пробуждает доброе

Черткова В.Г., старший преподаватель
кафедры профессионального и дополнительного образования

Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира.

Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:

изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров;

реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

приобщения к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально - сценического действия;

освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие,

приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений посредством организации школьных хоровых, музыкальных коллективов.

Все это можно отнести к работе учителя музыки Бинетовой Заремы Рамазановны.

Бинетова З.Р. –учитель высшей категории, работает в Республиканском многопрофильном лицее с 2000 года. Стаж педагогической работы по специальности учитель музыки -17 лет.

Бинетова З.Р. - грамотный, творчески работающий специалист, обладающий прочными знаниями нормативно- правовой базы учебно-воспитательного процесса, теоретических и практических основ преподавания предмета «Музыка». В своей педагогической практике Зарема Рамазановна использует оптимальное сочетание учебной и педагогически направляемой внеучебной творческой деятельности лицеистов, основанной на принципах избирательности, практической направленности, занимательности, варьировании индивидуальной, групповой и коллективной работы... Свою работу педагог строит с учетом индивидуальных возрастных и, психологических особенностей обучающихся. Являясь руководителем МО эстетического направления, Зарема Рамазановна занимается вопросами выявления творческой одаренности детей, их музыкально и художественно- эстетического развития и воспитания.

Педагог владеет не только традиционными, но и нетрадиционными формами проведения уроков, позволяющих выявить способных и одаренных детей, широко применяет комбинированные и интегрированные уроки, используя межпредметные связи с литературой, историей, ИЗО, географией, математикой. Она активно апробирует и внедряет современные образовательные технологии. Использует миультимедийные и интерактивные модели, разнообразный иллюстрированный материал, ресурсы сети Интернет. Активно участвует в работе педагогических сайтов, «Инфоурок», где размещает авторские презентации, статьи.

Зарема Рамазановна тесно сотрудничает с коллегами- предметниками. Конечно, проводить уроки с привлечением смежных искусств, сложно. Это требует от учителя не только профессионального мастерства, но и творческого переосмысления школьной программы.

Такие уроки дают возможность воссоздать образ исторической эпохи во всей ее противоречивости, позволяет учащимся идти к пониманию закономерностей развития человеческого общества через раскрытие духовного мира одного человека. Кроме того, такие уроки очень нравятся ребятам, на них царит обычная праздничная атмосфера, и запоминаются они надолго. Так ею был разработан и проведен урок вместе с учителем литературы «Музыкально-литературный турнир», который затем был размещен на сайте ИНФОУРОК.

Знания современных достижений в педагогике и методике преподавания, эффективное использование личностно- деятельного подхода как концептуальной основы ФГОС, позволяют вести уроки музыки Бинетовой З.Р. на высоком научно- методическом уровне. Она проводит открытые уроки, мастер – классы на темы «Новые информационные технологии в преподавании музыки», «Внедрение дагестанского компонента на уроках музыки» и другие, делится опытом своей работы на курсах повышения квалификации учителей музыки, проводимых ДИРО. Ею даны открытые уроки:

«Современность в музыке», «Где живет Душа мастера», «В чем сила музыки», урок-игра «Музыка и литература».

Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке дали ростки, каждый учитель должен думать о внеклассной работе. На уроках Зарема Рамазановна вводит в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни учеников Бинетовой З.Р. стала вокальная студия «Орфей», руководителем которой она является. На занятиях в студии ученики не только разучивают новые произведения, но продолжают развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, совершенствования исполнительской культуры. Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях, не только школьных, городских, но и республиканских, всероссийских таких как «Фестиваль художественной самодеятельности» (Дом дружбы при Министерстве национальной политики, Всероссийский военно-спортивный слет «Олимпийское завтра» и другие.

Учащиеся Бинетовой З.Р. стали призерами и победителями ежегодного республиканского конкурса туриско-патриотической песни:

2015год-1место

2016год -1место

2017 год-1место

Современное состояние музыкально-эстетического воспитания в условиях национальной республики настоятельно требует изучение истории музыкальной культуры региона.

Данная задача решается Бинетовой З.Р. посредством поэтапного изучения фольклора, отбора отдельных жанровых образцов произведений профессионального творчества.

Тема патриотизма и интернационализма в работе Заремы Рамазановны отнесена к сверхзадаче. Определяющим является объект исследования –родная эпическая песня, которая представляет собой один из центральных жанров народного творчества, воссоздающего героическое прошлое Дагестана, способствующего эстетическому воспитанию молодого поколения, что и поможет делу формирования патриотического сознания школьников на примере родного края.

Большое внимание уделяет Бинетова З.Р. общению с ребятами – одна две лаконичные, но образные фразы сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западают в сознание ребят в их душу, вызывают в них благородные мысли и эмоции .

В последние годы работы Зарема Рамазановна часто стремится отразить специфику музыкального искусства не только в содержание предмета, но и в форме преподавания материала – построении урока, музыкально- литературной композиции.

Всегда подтянутая, живая, остроумная, она сама словно олицетворяет те удивительные уроки, которые дает своим ученикам.