Методические материалы

Методические материалы

Развитие творческих способностей учащихся

«Развитие творческих способностей учащихся» (из опыта работы учителя технологии МБОУ СОШ №18 г. Махачкала Магомедовой Атикат Алжанбековны)

 Д.Ю. Гасайнаева, методист кафедры

 профессионального и дополнительного

 образования ДИРО

Вот уже 27 лет Магомедова А.А. занимается лю­бимым делом.  Учитель высшей квалификационной категории, отличник образования РД, почетный работник РФ. Профессия эта для нее неслучайная. Любовь к детям, жажда знаний, интерес ко всему новому, развитие творческого потенциала - все это она стремится передать своим ученикам. «Для меня никогда не вставал вопрос: что выбрать - обучение или воспита­ние.... Исхожу из того, что воспитанный ребёнок никогда не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему можно с уверенностью сказать, что моя педа­гогическая концепция - воспитательно-ориентированная» -, говорит Магомедова А.А.

В своем выборе работыучителя технологии она не сомневалась, и сейчас по-прежнему считает, что выбранная ею профессия - одна из самых актуальных в наше время. Ведь развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник фор­мирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к постав­ленной задаче. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, ини­циативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод вы­полнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Главное в ее работе - создание условий для возможно раннего духовного и профессионального самоопределения ребёнка, для раскрытия его индивидуальных способностей, для самореализации как в учёбе, так и в иной социально значимой деятельности. А также формировать умение разбираться в себе и в окружающем мире.

Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Атикат Алжанбековна использует следующие педагогические технологии: информационно - коммуникационные, элементы развивающего обучения, игровые, технологию проблемного обучения, уровневой дифференциации и индивидуального обучения, метод проектов, здоровьесберегающие.

Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Ее педагогическое кредо - видеть в своем ученике личность - индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. «Я - учитель! Моя задача - связать предмет технологии с реальной жизнью, заинтересовать ученика, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее рас­крыть его как личность» -, говорит Магомедова А.А.

В основе ее работы является позиция, что роль учителя - быть не над уче­ником, а рядом с учеником.

Будущее не только за интегрированными уроками, но и за метапредметностью. Иногда трудно определить, какой из школьных предметов ведущий, ведь урок для нас - это кусочек прожитой жизни.

И вместе с тем, немаловажную роль в ее работе играют современные тех­нологии и компьютер.

Компьютер является инструментом учителя для подготовки к уроку. С его по­мощью учитель: создаёт дидактический материал; готовит наглядный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, презентации); использует информационные ресурсы сети Интернет; пользуется электронной почтой и участвует в сетевых педагогиче­ских сообществах.

Всё это позволяет сделать ее уроки интереснее и разнообразнее, пробуждает в школьниках интерес к изучаемому предмету, любовь и бережное отношение к своей стране.

И для этого педагогу нужно научиться самому ориентироваться в бескрайних глубинах сети, то есть находить нужное, отбрасывать лишнее. Кроме этого, компь­ютер, подключенный к Интернету или информация, предварительно взятая в сети и необходимым образом подготовленная и адаптированная к учебному материалу, может быть использована при моделировании инновационных уроков.

Целью педагогической деятельности Магомедовой А.А. является развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творче­ству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. Тем самым ее уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании шко­лы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быст­рее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого Атикат Алжанбековна ставит перед собой такие задачи: как приобщить учащихся к творческой работе; привить интерес к творчеству, поиску; развить навыки созидания, самореализации. Неспособных детей нет. Важно только вовремя научить их раскрыть свои способности, поверить в себя.

Уроки труда - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает де­вочкам все те знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

За годы работы в школе Магомедова А.А.  вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех в про­явлении творческих способностей учащихся:

- Бережно относиться к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Создать на уроке психологически комфортную атмосферу, проявляя уважительное отношение к каждому ученику.

- Стараться создать уютную и безопасную атмосферу в кабинете: оформлен­ные стенды, таблицы, технологические карты, работы учащихся, наглядные пособия, раздаточный материал, материалы для творчества, которыми можно пользоваться в любую минуту. Это позволяет создать реальные воз­можности для полноценной творческой работы.

Благодаря всему этому дети посещают ее уроки с удовольствием.

Атикат Алжанбековна в своей работе старается быть примером для подражания, демонстрировать приемы работы: поощрять сомнения, избегать резких высказываний, которые по­давляют творческую активность детей.

При выборе упражнений старается учитывать индивидуальные особенности детей. Ведь детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Творчество - это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добива­ясь признания. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в кото­рых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

У нее два основных этапа выполнения работы с учащимися: первый - зада­ния включаются в процесс выполнения проектов, второй - задания выполняются до ознакомления с проектами. В каждом конкретном случае указывает, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель выполняемых работ и какие виды материалов, оборудования и приспособлений по­требуются для его выполнения.

Часть практических работ, которая требует больших затрат времени, вы­полняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями.

На своих уроках старается использовать полученные учащимися знания по та­ким предметам, как история, ИЗО, биология и другие.

Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование ме­тода проектов. Творческий проект - это хорошая задача для самовыражения любого учащегося. Например, в 5 - 8, 10-11 классах при изучении новых тем она использует показ видеороликов, слайдов, подбирает исторический материал, изучая дополнительную литературу.

При изучении раздела «Кулинария» формирует у девочек навыки приготовле­ния пищи, знакомит с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, техно­логией приготовления блюд. На данных уроках применяет элементы творчества.

В разделе «Материаловедение» Магомедова А.А.   не делает шаблонные образцы ткани. Учитывает интересы учащихся при подборе тканей для их любимых персонажей из мультфиль­мов. С этой целью учащиеся используют детские журналы для девочек.

Раздел «Конструирование» интересен учащимся тем, что они сами выступают в роли модельеров, предлагают свои идеи в разработке моделей одежды.

При прохождении раздела «Рукоделие» знакомит учащихся с творчеством и традициями дагестанских мастеров, инструментами, применяемыми при выполне­нии работ. Девочки с большим интересом и удовольствием вышивают, вяжут, ри­суют орнаменты.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих спо­собностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
logo prosveschenie preview 01 1
Untitled 1 12